Отличная депрессивная игра от польских разработчиков. Игровые персонажи - обычные граждане, которых война застигла врасплох, и теперь они вынуждены выживать в условиях войны.
В плохом настроении играть противопоказано: в This War of Mine тяжелая и гнетущая атмосфера, несмотря на довольно простой геймплей и графику. Главная фишка игры - нелегкий моральный выбор, с которым персонажам придется сталкиваться практически каждый день. Убить или быть убитым? Как выжить, и при этом остаться человеком?
Интересный момент геймплея - мораль персонажей. Здесь не получится просто собрать пушку, чтобы бегать по развалинам, зачищать их от недружелюбно настроенных NPC, и подбирать лут. Убийство, особенно мирных граждан, сильно демотивирует большую часть команды. И вообще многие действия вызывают негативную реакцию у группы. Например, есть локация "Тихий дом", где живет мирная пожилая пара. Это безопасно, и у них много всего полезного (особенно лекарства, которые на вес золота), но в случае кражи все расстроятся, так как нехорошо обворовывать беззащитных стариков (вдобавок, во время кражи, NPC будут бегать за вами и умолять не забирать то, что у них осталось). Насколько я поняла, если у них забрать лекарства, они погибнут, и во время следующего посещения, вы найдете их мертвыми.
В дверь убежища постоянно стучатся люди, нуждающиеся в помощи. Обычно это приносит какую-то выгоду со временем. Во-первых, у многих сразу поднимается настроение, а в случае отказа она падает, во-вторых, эти люди потом придут вас отблагодарить едой, патронами, самогоном, или другими дорогими вещами. Возможно даже не раз.
Кое-что по прохождению и алгоритму действийПрохождение:
Я несколько раз начинала заново, мне больше всего понравилась команда: Роман (боец), Бруно (повар), Арика (воровка), затем попросился принять в команду Мейрин (мастер на все руки). Незаменимые люди. Повар экономит массу еды и воды (в том числе при готовке самогона), без него вообще никуда, Боец отбивает любые атаки на убежище (ни разу не обокрали), Воровка тихо перемещается, быстрее распиливает решетку и взламывает запертое (что по-моему экономнее изнашивает инструменты), мастер на все руки расходует меньше материалов. Хотя у них у всех маленькие рюкзаки (всего 10 слотов), ими пройти игру оказалось проще всего.
За всю игру (в успешном прохождении) удалось никого не убить, а ограбила среди мирных только Тихий дом со стариками (если ограбить бандитов, то все думают, что так бандитам и надо). Глубоко в локации с опасностью тоже не лазила. Собирала все на поверхности, недалеко от выхода) еду и частично воду в основном обменивала на всякое (самогон не варила, использовала найденное: табак, сахар, электродетали, хрень для создания патронов, часть бинтов и лекарств, когда с едой было туго)
Все ходили в плохом настроении, так как я не парилась по поводу кофе и сигарет - слишком дорого, время от от времени все дрались между собой, но и хер с ними
Бомжей можно не бояться, они мирные.
Алгоритм действий:
- На 4 человек у меня обычно 3 кровати (они легко болеют и получают ранения в случае драки), поначалу 2.
- Верстак очень нужен (у меня был 1 раз улучшенный, но я потом прочитала, что нужно было 2 раза улучшать, так как можно запилить термостат и прочие штуки, которые в перспективе сэкономят ресурсы). Лопату я не делала, и так неплохо раскапывают, а вот топорик зимой незаменим. Ломик вместо отмычки, если не требуется скрытность, тоже незаменимая штука (первым делом, когда только начинаем играть, пилим верстак и сразу делаем ломик, с помощью него вскрываем запертое в доме, чтобы не расходовать отмычки)
- Ножик и топор нужны для охраны (особенно если нет огнестрела, или патронов мало). Патроны можно делать на верстаке, но я этим не занималась: как-то хватило добытого, плюс соседи в благодарность за помощь постоянно подкидывали патроны.
- Дней через 20 наступает сраная зима, и у меня в первый раз все персонажи замерзли насмерть((. Воду можно добывать только из снега, поэтому лучше запастись заранее, чтобы не расходовать топливо. Половина локаций становится недоступна из-за снега. Топлива пездец как не хватает, поэтому заранее готовьте доски (хлам лучше не тратить, он потом тоже становится дефицитным, а порча книг расстраивает персонажей), причем доски нужны в огромных количествах (здесь еще пригодится топорик). Можно навестить обчищенные локации, например самую первую, где никого нет , и разобрать топориком мебель на доски и топливо.
- Нужно будет 2 печки для обогрева (говорят, одной улучшенной тоже хватит). У меня в мороз постоянно топилось около 7-10 топлива, иначе все начинали болеть. 16-18 градусов приемлемая температура в помещении. Полезные советы, сколько длится игра, как избежать смертейПолезные штуки:
- В случае ранения (кроме легкого, которое пройдет само собой, если дать персонажу отлежаться) можно пойти в больницу и обратиться к медсестре за помощью. Она перевяжет раны бесплатно.
- Через какое-то время после обыска обычных развалин в больнице, там появятся новые завалы, где можно будет найти бинты и лекарства (не знаю как это скажется на работе больницы).
- Несмотря на бесплатную помощь, стоит держать в загашнике лекарства и бинты, так как больница может быть долгое время недоступной из-за артобстрелов или метели.
- Очень нужная штука - ловушки с гнилыми помидорами. Раз в 1-2 дня приносит 2 еды.
- Лучше кормить персонажей только со статусом "очень голоден". Голодными они нормально функционируют.
- Если кто-то умеет играть на гитаре (боец особенно), ее стоит починить.
- Самогон может поднять настроение загрустившим персонажам, но на самом деле его лучше не тратить, а персонажи прекрасно проживут и в статусе "опечален". Депрессия лечится беседами с товарищами (если не валить людей каждый день).
- Стариков из Тихого Дома все же лучше обчистить. А мебель разобрать на доски. Депрессию персонажи переживут, в отличие от голода и холода.
- После смертельного ранения можно очухаться, главное каждый день менять бинты и не давать сильно голодать.
- О похолоданиях и ситуации в городе можно узнать по радио.
- Если в супермаркете на входе вооруженные люди, они трогать не будут, но и сами унесут немало. Если на входе пусто, а во второй комнате стоит солдат с автоматом, и девушка, то солдат изнасилует девушку, а затем уйдет, и супермаркет в полном распоряжении добытчика, но у всей группы упадет настроение.
- Говорят, у того барыги, который приходит, крайне невыгодные цены (особенно если нет торговки в группе). У разных продавцов в городе свои условия на разные товары. Нужно искать у кого самый выгодный обмен на конкретные товары (я не проверяла, так как не заметила эту особенность).
Незаменимо:
Если кого-то грохнут, воровка сбежит из убежища, воры обнесут убежище, или произойдет еще что-то неприятное, можно сразу же нажать alt+F4, а затем снова зайти в игру. Вы вернетесь в начало дня, и все что случилось за день и во время добычи (если сразу закрыть) не сохранится.
Сколько длится игра, спойлерСудя по всему, игра длится не больше 46 дней, после чего приходят миротворцы. На форумах пишут, что может закончиться и раньше. Об их приближении сообщат по радио. P.S. Мне очень понравилось, что на этику персонажей может влиять ситуация. Например, если все подыхают от голода, их не так сильно заботит каким способом им достанется еда. Если кого-то тяжело ранят, даже самые высокоморальные персонажи начнут думать, что готовы убить за бинты.
А еще они по-разному могут реагировать на одну и ту же ситуацию. Например, повар - эгоист и злится, когда группа занимается благотворительностью, в то время как остальных это радует.
Крутая игра, очень советую даже тем, кто не слишком любит игры.